Главная>>Архив>> Оглавление>>Назад

 

Название статьи

РОМАНТИЧЕСКОЕ «Я» В ПОИСКАХ БОГА: РЕЛИГИОЗНО-ФИЛОСОФСКИЙ ОПЫТ С. Т. КОЛЬРИДЖА

Автор(ы)


Зыкова Е. П.

Сведения об авторе(ах)

Екатерина Павловна Зыкова — доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник, Институт мировой литературы им. А. М. Горького Российской академии наук, ул. Поварская, д. 25 а, 121069 Москва, Россия. E-mail: epzykova@yandex.ru

Дата поступления

18 октября 2016

Дата публикации


Номер журнала

№ 3-4

Рубрика

Мировая литература

Страницы

122-140

DOI

DOI: 10.22455/2500-4247-2016-1-3-4-122-140

Индекс УДК

821.111

Индекс ББК

83.3 (4 Англ.)

Аннотация

В статье прослеживается духовный путь Кольриджа от юношеского интереса к последователям Локка (непосредственным предшественникам в английской интеллектуальной традиции) через увлечение пантеизмом к изучению философских идей Канта и Шеллинга и конечному принятию христианства в его англиканском изводе. Кольридж видел себя как поэта-философа, чья интуитивная вера должна была подкрепляться философскими обоснованиями и находить выражение и в творчестве, и в самой жизни, соответствовать экзистенциальному опыту. Его духовное становление происходило в последние десятилетия XVIII в. в атмосфере упадка англиканской веры, интенсивного развития естественных наук и эмпирически-рационалистической философии, оказывавшей влияние как на религиозную мысль, так и на эстетику (в частности, на новое понимание роли воображения). В Англии романтики Озерной школы, и в первую очередь Кольридж, преобразовали теорию воображения XVIII в., увидев в нем способность познания, способность проникновения в духовный мир. Другая линия преемственности шла через собственно религиозную мысль XVIII в., в которой Кольриджа привлекли прежде всего методизм и унитарианство. Разочаровавшись в унитарианстве, Кольридж увлекается пантеизмом Спинозы (отразившемся в стихотворении «Эолова арфа»), но вскоре понимает, что это учение лишает человека ответственности за свои поступки, а стало быть, и свободы воли. «Противоядие» от пантеизма он находит в философии Канта, однако то, что Бог и свобода являются для кенигсбергского философа регулятивными, а не абсолютными понятиями, заставляет поэта продолжить поиски и обратиться к Шеллингу. Кольридж жаждет обоснования моральной свободы личности, но для него необходимо, чтобы и наш чувственный мир, как творение Бога, сохранял свою одухотворенность, что он находит у Шеллинга. Но вскоре философский синтез, достигнутый Шеллингом, представляется ему слишком формальным. Именно в христианском вероучении, в учении о троичности Божества Кольридж нахо-дит истинное примирение того одухотворения природного мира, которое ему было дорого в философии Спинозы, и моральной свободы человеческого «Я».

Ключевые слова

разум, воображение, свобода воли, необходимость, методизм, унитарианство, пантеизм, англиканство.

Список литературы


1 Abrams Meyer Howard. Natural Supernaturalism: Tradition and Revolution in Romantic Literature. Norton, 1973. 2 Beer John. Coleridge’s Religious Thought. The Interpretation of Belief. Coleridge, Schleiermacher and Romanticism. Ed. David Jasper. Basingstoke and London, 1986. 3 Brantley Richard A. Locke, Wesley, and the Method of English Romanticism. Gainesville, Univ. of Florida Press, 1984. 4 Carlyle Thomas. Life of John Sterling. Chelsea Edition, 1893. 5 Coleridge S. T. Aids to Reflection. The Collected Works. Princeton, 1968. Vol. 9. 6 Coleridge S. T. Biographia Literaria or Biographical Sketches of My Literary Life and Opinions: Ed. by J. Engell and W. J. Bate. The Collected Works. Princeton, 1983. Vol. 7. 7 Coleridge S. T. The Collected Letters of Samuel Taylor Coleridge, ed. E. L. Griggs. Oxford, 1956–1971. Vol. 6. 8 Coleridge S. T. The Friend. Ed. Barbara Rooke. The Collected Works, vol. 4. Princeton, 1969. Vol. 4. 9 Coleridge S. T. Inquiring Spirit; A new presentation of Coleridge from his published and unpublished prose writings. Ed. Kathleen Coburn. London, 1951. 10 Coleridge S. T. Marginalia. The Collected Works. Princeton, 1980. Vol. 12. 11 Coleridge S. T. The Notebooks of Samuel Taylor Coleridge. Ed. Katheleen Coburn. New York, London. In 5 vol. 1957–1963. 12 Coleridge S. T. On the Constitution of the Church and State. Ed. John Colmer. The Collected Works. Princeton, 1976. Vol. 10. 13 Coleridge S. T. The Philosophical Lectures of Samuel Taylor Coleridge; Hitherto Unpublished. Ed. Cathleen Coburn. New York, 1957. 14 Coleridge S. T. The Stateman’s Manual, or The Bible the Best Guide to Political Skill and Foresight. The Collected Works. Lay Sermons. Princeton. Vol. 6. 15 Coleridge S. T. The Table Talk. Ed. by Carl Woodring. The Collected Works. Princeton, 1990. Vol. 6. 16 Edwards David L. Christian England. London, 1982. Vol. 2: From the Reformation to the 18 th Century. 17 Fruman Norman. Coleridge, the Damaged Archangel. New York, 1971. 18 Gill F. S. The Romantic Movement and Methodism: A Study of English Romanticism and the Evangelical Revival. London, 1937. 19 Gillman James. The Life of Samuel Taylor Coleridge. London, 1838. 20 Knox Roland F. Enthusiasm: A Chapter in the History of Religion, with Special Reference to the 17 th and 18 th centuries. New York, Oxford, etc., 1950. 21 McFarland, Thomas. Coleridge and the Pantheist Tradition. Oxford, 1969. 22 Orsini Gian. Coleridge and German Idealism: A Study in the History of Philosophy with unpublished materials from Coleridge’s manuscripts. Carbondale, 1969. 23 Prickett Stephen. Romanticism and Religion. The Tradition of Coleridge and Wordsworth in the Victorian Church. Cambridge, 1976. 24 Rzepka Charles J. The Self as Mind. Vision and Identity in Wordsworth, Coleridge, and Keats. Cambridge (Mass.), 1986. Studia Litterarum. Том 1, № 3–4 Мировая литература 140 25 Southey Robert. Life of Wesley and Rise and Progress of Methodism. New Edition with Notes by the late Samuel Taylor Coleridge. London, 1838. 26 Tuveson Ernest Lee. Imagination as a Means of Grace. Locke and the Aesthetics of Romanticism. Berkeley and Los Angeles, 1960. 27 Wellek Rene. Immanuel Kant in England, 1793–1838. Princeton, 1931. 28 Wendling Ronald C. Coleridge’s Progress to Christianity. Experience and Authority in Religious Faith. Lewisburg and London, 1995. 29 Werkmeister Lucyle. The early Coleridge: his “rage for metaphysics.” The Harvard Theological Review. 1961. Vol. LIV. 30 Wesley John. The Appeal to Men of Reason and of Religion and Certain Related Open Letters. Ed. By Gerald R. Cragg. The Works of John Wesley. Oxford, 1975. Vol. 11.

Полная электронная версия статьи

Скачать

 

EN/RUS