Главная>>Архив>> Оглавление>>Назад

 

Название статьи Идея современности в итальянской литературе рубежа XIX–XX вв.
Автор(ы) Голубцова А.В.
Сведения об авторе(ах) Анастасия Викторовна Голубцова — кандидат филологических наук, старший научный сотрудник; Институт мировой литературы им. А.М.Горького Российской академии наук, ул. Поварская, д. 25 а, 121069 Москва, Россия. E-mail: ana1294@yandex.ru
Дата поступления 15 июля 2016
Дата публикации 25 сентября 2016 г.
Номер журнала №1-2
Рубрика Мировая литература
Страницы Стр. 153-170
DOI DOI:10.22455/ 2500-4247-2016-1-1-2-153-170
Индекс УДК УДК 821.131.1
Индекс ББК ББК 83.3(4Ита)
Аннотация В статье анализируются различные концепции современности в итальянской литературе рубежа веков. Современность рассматривается как ключевая категория литературного процесса, в ее трактовках раскрываются основные философские, исторические, эстетические воззрения отдельных авторов и целых направлений. На рубеже веков современность может пониматься как конкретная историческая эпоха после объединения Италии или же как достижимый или недоступный эстетический идеал. Современность как исторический период связывается с разочарованием и осознанием отсталости и «провинциальности» страны и общества. У скапильяти социокритическая установка выражается в романтическом по сути конфликте личности и социума, у веристов — в трагическом столкновении традиционного крестьянского мира с разрушающей его современностью. В русле той же социокритической традиции находится Л.Пиранделло. Одной из сторон современного мировосприятия является ощущение усталости и упадка: у Г.Д’Аннунцио оно приобретает форму декадентского эстетизма, у «сумеречников» реализуется в идее по- вседневности, подменяющей собой современность, у Пиранделло выражается в состоянии потерянности, характерном для современного человека. В эстетическом смысле современность в Италии начинается как борьба с романтизмом, однако уже здесь проявляется проблемный характер этого понятия: Дж.Кардуччи и скапильяти, отказываясь от итальянского романтизма, обращаются к романтизму европейскому, пытаясь таким образом преодолеть культурное отставание Италии. Верист Л.Капуана разрабатывает позитивистский идеал современной литературы, но впоследствии отказывается от него. Д’Аннунцио видит идеал современного искусства в восстановлении культурной преемственности. Футуристы, напротив, понимают современность как разрыв с традицией. Но в конечном счете все эстетические трактовки современности в Италии рубежа веков сводятся к одной интенции: преодолению отсталости и изоляции Италии, возвращению ее в русло общеевропейского культурного процесса.
Ключевые слова современность, прогресс, романтизм, Дж.Кардуччи, скапильятура, веризм, Д’Аннунцио, сумеречники, Пиранделло, футуризм.
Список литературы 1 Ломброзо Ч. Гениальность и помешательство / пер. с ит. К.Тетюшиновой. М.: РИПОЛ Классик, 2009. 400 с. 2 Arrighi C. La Scapigliatura e il 6 Febbraio (un dramma in famiglia). Milano: Sanvito, 1862. 315 p. 3 Baudelaire Ch. Le Peintre de la vie moderne // Oeuvres complètes. Vol. 3. L’art romantique. Paris: Michel Lévy frères, 1868, pp. 51–114. 4 Boccioni U. et al. Manifesto dei pittori futuristi // I manifesti del futurismo. Firenze: Edizioni di “Lacerba,” 1914, pp. 23–26. 5 Capuana L. Idealismo e cosmopolitismo // Gli ‘ismi’ contemporanei (verismo, simbolismo, idealismo, cosmopolitanismo) ed altri saggi di critica letteraria ed artistica. Catania: Ed. Niccolò Giannotta, 1898. 334 p. 6 Capuana L. Per l’arte // Scritti critici. Catania: N. Giannotta Publ., 1972, рр. 127–149. 7 Carducci G. Del rinnovamento letterario in Italia // Pagine di storia letteraria. Bologna: N. Zanichelli, 1920, pp. 417–439. 8 Carducci G. Il Plebiscito // Poesie di Giosue Carducci, MDCCCL-MCM. Bologna: Zanichelli, 1913, pp. 237–242. 9 Carducci G. Studi su Giuseppe Parini. Bologna: Zanichelli, 1886. 409 р. 10 Carnero R. Tra passato e futuro // Treccani, il portale del sapere. URL: http://www. treccani.it/scuola/tesine/scapigliatura/carnero_2.html (дата обращения: 11.07.2016). 11 Croce B. Nuovi saggi di estetica. Bari: G. Laterza & Figli, 1958. vii, 364 р. 12 D’Annunzio G. Il fuoco. URL: http://www.classicitaliani.it/D%27annunzio/prosa/ Il_Fuoco.htm (дата обращения: 11.07.2016). 13 D’Annunzio G. Il piacere // I romanzi della rosa. Milano: Mondadori, 1940. 14 D’Annunzio G. Il trionfo della morte. URL: http://www.classicitaliani.it/D’annunzio/ prosa/trionfo_morte.htm (дата обращения: 11.07.2016). 15 Gozzano G. Storia di cinquecento vanesse // Gozzano dopo cent’anni. Antologia delle opere per l`anniversario dei “Colloqui.” Imola: Nuova Provincia, 2011, рр. 135–144. 16 Marinetti F. T. Fondazione e Manifesto del futurismo // I manifesti del futurismo. Firenze: Edizioni di “Lacerba,” 1914, pp. 3–10. 17 Marinetti F. T. Uccidiamo il Chiaro di Luna! // I manifesti del futurismo. Firenze: Edizioni di “Lacerba,” 1914, pp. 11–22. 18 Pirandello L. Arte e coscienza d’oggi // L’umorismo e altri saggi. Firenze: Giunti, 1994, pp. 231–246. 19 Pirandello L. Il fu Mattia Pascal. Milano: Mondadori, 2011. 266 p. 20 Pirandello L. L’umorismo // L’umorismo e altri saggi. Firenze: Giunti Editore, 1994, pp. 3–147. 21 Verga G. Malaria // Novelle. Milano: Feltrinelli Editore, 1992, pp. 201–206.
Полная электронная версия статьи Скачать

 

EN/RUS