Главная>>Архив>> Оглавление>>Назад

 

Название статьи Диалог и диалогизм в романах Кребийона-сына
Автор(ы) Алташина В.Д.
Сведения об авторе(ах) Вероника Дмитриевна Алташина — доктор филологических наук, доцент, профессор кафедры истории зарубежных литератур, ФГБОУ ВО Санкт-Петербургский государственный университет, Университетская наб., д. 7/9, 199034, Санкт-Петербург, Россия. E-mail: nikaalt@bk.ru
Дата поступления 17 июля 2016
Дата публикации 25 сентября 2016 г.
Номер журнала №1-2
Рубрика Мировая литература
Страницы Стр. 140-152
DOI DOI:10.22455/ 2500-4247-2016-1-1-2-140-152
Индекс УДК УДК 8
Индекс ББК ББК 83.3 (4 Фр)

Аннотация

В аристократической французской культуре XVII–XVIII вв. огромное значение приобрела беседа, которая из простого разговора быстро превратилась в настоящий светский ритуал со своим устройством и «по- этикой»; под влиянием салонной культуры оказалась и французская литература, в которой диалогическая форма становится способом организации повествования, оформления исторических и философских идей. Под влиянием салонной культуры распространился жанр романа-диалога, традиции которого были заложены еще в античности, в том числе в трудах Платона, утверждавшего онтологический приоритет диалогической речи; со времён И.Канта многие философы именно в диалоге усматривают условия возникновения индивидуума и субъектной концептуализации (для самоощущения «Я» необходим «Ты»). Диалог оказывается формой повествования и в романах Кребийона-сына (1707–1777) «Ночь и момент, или Утра Цитеры» (1755) и «Случай у камина. Моральный диалог» (1763), представляющих светское общество и посвященных преимущественно жизни представителей «либертинажа», которые исповедуют принципы свободы духа и тела, но при этом вынуждены подчиниться господствующим правилам поведения, в том числе и в разговоре друг с другом. Кребийон мастерски использует распространённую разговорную форму для доступного и увлекательного изложения идей сенсуализма и пропаганды философии либертинажа. В то же время диалогизм оказывается художественным приемом, с помощью которого Кребийон придает своему произведению многогранность и психологизм (диалогизм в словах одного персонажа, который колеблется в выборе точки зрения, постоянный диалог автора с читателем, диалог с «чужим словом», т. е. использование скрытых или явных цитат из других авторов, отсылки к собственным произведениям).
Ключевые слова роман-диалог, Кребийон, диалогизм, диегезис, либерти- наж, Просвещение.

Список литературы

1 Барт Р. Избранные работы. М.: Прогресс, 1994. 616 с. 2 Бубер М. Два образа веры. М.: Республика, 1995. 464 с. 3 Гаспаров М. Л. Записи и выписки. М.: НЛО, 2001. 416 с. 4 Гумбольдт В. Избранные труды по языкознанию. М.: Прогресс, 1984. 400 с. 5 Лифинцева Т. П. Философия диалога Мартина Бубера. М.: ИФРАН, 1999. 134 с. 6 Монтескье Ш. Л. де. Персидские письма. М.: Гос. изд-во худож. лит., 1956. 398 с. 7 Радзиховский Л.А. Проблема диалогизма сознания в трудах М.М.Бахтина // Вопросы философии. 1985. № 6. С. 103–116. 8 Craveri B. L’Âge de la conversation. P.: Gallimard, 2002. 680 р. 9 Crébillon-fils. Le Hasard du coin du feu // Œuvres complètes. Maestricht: chez JeanEdme Dufour et Phil. Roux, 1779. Vol. 5. Р. 1–149. 10 Crébillon-fils. La Nuit et le moment // Œuvres complètes. Maestricht: chez JeanEdme Dufour et Phil. Roux, 1779. Vol. 5. Р. 151–311. 11 Delon M. Le savoir-vivre libertin. Paris: Hachette, 2000. 348 p. 12 Duclos Ch. Les confessions du comte de *** // Romanciers du XVIII siècle. P.: Gallimard, 1965. Vol. 2. Р. 197–301. 13 Genette G. Figures III. P.: Seuils, 2002. 286 р. 14 Viart T. Les dialogues de Crébillon fils, genèse et bonne fortune d’un topos romanesque // Homo narrativus. Recherches sur la topique romanesque dans les fictions de langue française avant 1800. Montpellier: Nathalie Ferrand et Michèle Weil, 2001. P. 221–231.
Полная электронная версия статьи Скачать

 

EN/RUS