Главная>>Архив>> Оглавление>>Назад

 

Название статьи Пассионы Иоганна Себастьяна Баха: между драмой и лирикой
Автор(ы) Махов А.Е.
Сведения об авторе(ах) Александр Евгеньевич Махов — доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник, Институт мировой литературы им. А. М. Горького Российской академии наук, ул. Поварская, д. 25 а, 121069 Москва, Россия. E-mail: makhov636@yandex.ru
Дата поступления 15 июля 2016
Дата публикации 25 сентября 2016 г.
Номер журнала №1-2
Рубрика Мировая литература
Страницы Стр. 108-127
DOI DOI:10.22455/ 2500-4247-2016-1-1-2-108-127
Индекс УДК УДК 821.112.2
Индекс ББК ББК 83.3(4Герм)

Аннотация

Пассионы И.С.Баха рассматриваются в данной статье как синтез драматического и лирического начал. Традиционное сравнение Пассионов с музыкальной драмой или античной трагедией не исчерпывает их жанровую природу, поскольку в Пассионах драматическое действие сосуществует с лирическим измерением, где события не показываются и не рассказываются, но выступают как повод для сопереживания. При этом голоса, выражающие это сопереживание, обозначены у Баха предельно абстрактно — как некие «Я» и «Мы», которые не поддаются отождествлению с какими-либо конкретными фигурами действия. В лирических разделах Пассионов поющий голос неотождествим с драматическим персонажем точно так же, как в лирическом стихотворении говорящий голос не поддается конкретизации в драматических или эпических терминах. «Я», поющее в ариях Баха, — самое настоящее «лирическое Я» (термин Маргарет Зусман). Принцип неотождествимости голоса и персонажа естественным образом вытекает из самой истории литургических музыкальных Страстей, в которых голос (собственно, определенная интона- ция, тон, манера) мог соответствовать целой группе персонажей (иудеи, ученики) или же, напротив, один персонаж может наделяться несколькими голо- сами. Драматическое и лирическое измерения Пассионов образуют единство, которое поддерживается определенными риторическими приемами. Так, диафора (повтор слова в измененном значении) на словесно-тематическом уровне устанавливает связь между соседствующими драматическими и лирическими высказываниями; апострофа (внезапное обращение к некой отсутствующей или фиктивной аудитории) осуществляет переключение из драматического измерения в лирическое. Однако на эмоциональном уровне между драматическим и лирическим планами сохраняется несомненное напряжение. Трагизму драматического действия противопоставлен мир лирической медитации, которая парадоксальным образом находит радости в страданиях Иисуса. Отсюда в музыке Пассионов — светлые, идиллические, даже танцевальные образы, воз- никающие на фоне самых трагических моментов действия. Бах музыкальными средствами воплощает здесь ту же мысль о радости, заложенной в Страстях вопреки их трагизму, которую Мартин Лютер выразил в «Проповеди о созерцании Святых Христовых Страстей» (1519).
Ключевые слова Пассионы, голос и персонаж, лирика и драма, лириче- ское Я, диафора, апострофа.

Список литературы

1 Рау Е. Р. Эпическое, сакральное, драматическое: выделение образных сфер в про- цессе формирования жанра пассионов // Грамота. 2015. № 5 (55): в 2 ч. Ч. II. C. 149–151. 2 Augustinus. Sermo 218 // Patrologia Latina. Vol. 38. Parisiis: apud J. Migne, 1841. Col. 1084–1087. 3 Augustinus. Sermo 234 // Patrologia Latina. Vol. 38. Parisiis: apud J. Migne, 1841. Col. 1115–1117. 4 Bach J. S. Johannes-Passion / Klavierauszug von G. Rösler. Leipzig: Edition Peters,O. J. (N 39). 5 Bach J. S. Matthäus-Passion / Klavierauszug von K. Soldan. Leipzig: Edition Peters,O. J. (N 4503). 6 Culler J. Apostrophe // Culler J. The Pursuit of Signs. Semiotics, literature, deconstruction. Lnd; N. Y.: Cornell University Press, 2001. P. 135–154. 7 Durandus, Gulielmus. Prochiron, vulgo rationale divinorum officiorum. Matriti: Blasii Roman, 1775. 448 p. 8 Fischer K. von. Die Passion: Musik zwischen Kunst und Kirche. Stuttgart: J.B.Metzler; Kassel: Barenreiter, 1997. 145 S. 9 Gottsched J. Chr. Versuch einer Critischen Dichtkunst // Gottsched J. Chr. Schriften zur Literatur. Stuttgart: Ph. Reclam, 1989. S. 12–196. 10 Hill D.S. The Persistence of Memory: Mode, Trope, and Difference in the Passion Chorale. (Diss. Ph. D.). State University of New York, 1994. 293 p. 11 Janson S. Johann Sebastian Bachs Passionsmusik als persönlicher Frömmigkeitsausdruck: Studien zur Arie «Erbarme dich, mein Gott» aus der Matthäus-Passion // Die Musikforschung. 36. Jahrg. H. 1 (Januar–März 1983). S. 18–24. 12 Luther M. Sermo von der Betrachtung des heiligen Leidens Christi // Luther M. Werke. Kritische Gesamtausgabe. Bd 2. Weimar: H. Böhlau, 1884. S. 136–142. 13 Malinowski St. A. The baroque oratorio passion. (Diss. Ph. D.). Cornell University, 1978. 595 p. 14 Ordo officiorum ecclesiae senensis. Bononiae: Longhi, 1766. 531 p. 15 Recht R. Le croire et le voir. L’art des cathédrales XIIe –XVe siècle. P.: Gallimard, 1999. 446 p. 16 Schiller F. Über Bürgers Gedichte // Schiller F. Über Kunst und Wirklichkeit. Leipzig: Reclam, 1975. S. 83–106. 17 Somervell D.C. The Bach Passions and Greek Tragedy // Music and Letters. Vol. 27, N 4 (Oct., 1946). P. 221–224. 18 Susman M. Das Wesen der modernen deutschen Lyrik // Lyricktheorie. Texte vom Barock bis zur Gegenwart. Stuttgart: Ph. Reclam, 1990. S. 290–293.
Полная электронная версия статьи Скачать

 

EN/RUS