Главная>>Архив>> Оглавление>>Назад
Название статьи |
РОЖДЕНИЕ АВАНГАРДА ИЗ ДУХА МОДЕРНИЗМА |
Автор(ы) |
Ю. Н. Гирин |
Сведения об авторе(ах) |
Юрий Николаевич Гирин — доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник, Институт мировой литературы им. А. М. Горького Российской академии наук, ул. Поварская, д. 25 а, 121069 Москва, Россия. E-mail: yurigirin@hotmail.com |
Дата поступления |
28 октября 2016 г. |
Дата публикации |
25 декабря 2016 |
Номер журнала |
№3-4 |
Рубрика |
Теория литературы |
Страницы |
60-69 |
DOI |
DOI: 10.22455/2500-4247-2016-1-3-4-60-69 |
Индекс УДК |
УДК 82.09 |
Индекс ББК |
ББК 83.3(0)6 |
Аннотация |
Статья посвящена проблеме духовности в культуре авангарда начала ХХ в. Об особой духовности Нового мира писали все: и художники, и писатели, и богословы, и философы, и реформаторы — словом, всякий мыслящий человек. При этом концепт Духовного был столь же распространен и универсален, сколь и разноречив. И тот факт, что к концу прошедшего уже ХХ столетия в общественном сознании стал с особой интенсивностью проявляться интерес к духовной ситуации начала века, представляется весьма показательным — очевидно, что таким образом человек эпохи новеченто, избравший своей эмблемой знак «модерности», устремился к осознанию этой эпохи и своего места в ней. Поэтому представляется чрезвычайно важным суметь найти должный баланс между отрицающими и утверждающими тенденциями авангардной культуры как культурной основы ХХ в. Автор и пытается понять, что же разумелось под Духовностью в начале века. Предполагается, что взятая в широком смысловом объеме вся авангардная эпоха может рассматриваться как акт великой мистерии в нераздельности ее интуитивно-чувственных и историко-социальных аспектов, когда творчество понималось как Творение. |
Ключевые слова |
авангард, традиция, модерность, модернизм, деформация, искусство, духовность, творчество, мистерия. |
Список литературы |
1 Бердяев Н. О назначении человека. М.: Республика, 1993. 383 с. 2 Бердяев Н. Философия творчества, культуры и искусства: в 2 т. М.: Искусство: ИЧП «Лига», 1994. 542 с. + 510 с. 3 Бердяев Н. А. Футуризм на войне: Публицистика времен Первой мировой войны. М.: Канон +, ОИ «Реабилитация», 2004. 384 с. 4 Кандинский В. В. Избранные труды по теории искусства. М.: Гилея, 2001. Т. 1. 391 с. 5 Малевич К. Собр. соч.: в 5 т. М.: Гилея, 2004. 403 с. + 380 с. + 394 с. + 364 с. + 628 с. 6 Фомин Д. В. Курт Швиттерс о коллаже, беспредметном искусстве и русском авангарде // Русский авангард 1910–1920-х годов: проблема коллажа. М.: Наука, 2005. С. 182–215. 7 Эдшмид К. Экспрессионизм в поэзии // Называть вещи своими именами. Программные выступления мастеров западноевропейской литературы ХХ века. М.: Прогресс, 1986. С. 300–302. 8 Юшкова О. А. Русский авангард. 1910–1920-е годы. М.: Галарт, 2008. 223 с. 9 Descharnes R., Néret G. Salvador Dalí. Köln, 1992. 224 S. |
|