Главная>>Архив>> Оглавление>>Назад

 

Название статьи

НЕ-(ПОСТ)КЛАССИЧЕСКАЯ КАРТИНА МИРА В НАЦИОНАЛЬНОМ ИСТОРИКО-ЛИТЕРАТУРНОМ ПРОЦЕССЕ (НА МАТЕРИАЛЕ ЛИРИКИ Р. АХМЕТЗЯНОВА)

Автор(ы)

В. Р. Аминева

Сведения об авторе(ах)

Венера Рудалевна Аминева — доктор филологических наук, доцент, ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет, ул. Кремлевская, д. 18, 420008 Казань, Россия. E-mail: amineva1000@list.ru

Дата поступления

28 октября 2016 г.

Дата публикации


Номер журнала

3--4

Рубрика

Литература народов России

Страницы

278-297

DOI

DOI: 10.22455/2500-4247-2016-1-3-4-278-297

Индекс УДК

УДК 82.01/.09

Индекс ББК

ББК 83.3(2Рос=Тат)

Аннотация

В статье исследуется субъектная архитектоника произведений татарского поэта Р. Ахметзянова (1935–2008 гг.) как та область, в которой наиболее ярко проявляются особенности функционирования постклассической парадигмы художественности в татарской лирике 1960–1980-х гг. Предметом анализа является ряд стихотворений, представляющих разные тематические сферы творчества поэта. Актуальность исследования определяется необходимостью теоретического осмысления той роли, которую сыграл авангард в обновлении татарской литературы этого периода. Поставленные задачи решаются с помощью системно-структурного метода: отдельное произведение рассматривается как целостная художественная система, в которой создается относительно завершенный образ мира, воплощающий определенную эстетическую концепцию действительности. Установлено, что лежащий в основе композиции лирических произведений, посвященных любовной теме, параллелизм создает разомкнутую картину мира; отличительными особенностями формирующейся в них субъектной ситуации являются автономность «я» и «ты», стремление лирического героя приблизиться к «ней» и обретение им внежизненного и страдательного единства с возлюбленной. В стихотворениях, в которых автор обращается к национальной и социокультурной проблематике, лирический герой и «мы» (дети, страна) образуют целостность, в которой нет субъектных границ. Бытийно-субъектное взаимопроникновение «я» и «мы» отражает процесс самоидентификации лирического героя. В ряде произведений появляется своеобразный сверхсубъект, занимающий позицию вненаходимости и внежизненной активности по отношению к миру «я». Диалог «я» с этой надкругозорной точкой зрения выполняет структурообразующую функцию, раскрывая самосознание и самоопределение лирического героя. Субъектному неосинкретизму соответствует особая структура словесного образа и использование разностадиальных языков (мифопоэтического и Studia Litterarum. Vol. 1, no 3–4 Venera R. Amineva 279 тропеического), которые вступают между собой в диалогические отношения. С данным принципом образной и субъектной архитектоники связан закон полижанровости и полистилистики, формирующий целостность произведений.

Ключевые слова

татарская лирика, авангард, образные языки, субъектная сфера, композиция, архитектоника.

Список литературы

1 Аминева В. Р. Типы диалогических отношений между национальными литерату- рами (на материале произведений русских писателей второй половины ХIХ в. и татар- ских прозаиков первой трети ХХ в.). Казань: Казан. гос. ун-т, 2010. 476 c. 2 Аминева В. Р. Образные языки авангардной лирики // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота. 2015. № 4. Ч. 2. С. 32–35. Studia Litterarum. Том 1, № 3–4 Литература народов России 294 3 Бройтман С. Н. Историческая поэтика. М.: Рос. гос. гуманит. ун-т, 2001. 320 с. 4 Бройтман С. Н. Поэтика русской классической и неклассической лирики. М.: РГГУ, 2008. 485 с. 5 Ганиева Р. К. Татарская литература: традиции, взаимосвязи. Казань: Изд-во КГУ, 2002. 272 с. 6 Гачев Г. Д. Национальные образы мира: Курс лекций. М.: Изд. центр «Акаде- мия», 1998. 432 с. 7 Гете И. В. Собр. соч.: в 10 т. М.: Худож. лит., 1976. Т. 2. 512 с. 8 Гинзбург Л. Я. О лирике. М.: Интрада, 1997. 408 с. 9 Гирин Ю. Картина мира эпохи авангарда. Авангард как системная целостность. М.: ИМЛИ РАН, 2013. 400 с. 10 Загидуллина Д. Ф. Авангард в татарской литературе 1960–1980 гг.: причины воз- никновения и национальные особенности // Филология и культура. 2014. № 2 (36). С. 126–129. 11 Загидуллина Д. Ф. Модернизм в татарской литературе первой трети XX века. Казань: Татар. кн. изд-во, 2013. 207 с. 12 Загидуллина Д. Ф., Юсупова Н. М. Татарская литература ХХ в.: в 2 кн. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2011. Кн. 2: Татарская литература второй половины ХХ в. 198 с. 13 Корман Б. О. Избранные труды. Теория литературы. Ижевск: Ин-т компьютер- ных исследований, 2006. 552 с. 14 Курбанмамадов А. Эстетическая доктрина суфизма (опыт критического анали- за). Душанбе: Изд-во «Дониш», 1987. 108 с. 15 Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М.: ОГИЗ, 1937. 533 с. 16 Лотман Ю. М. В школе поэтического слова: Пушкин, Лермонтов, Гоголь. М.: Просвещение, 1988. 352 с. 17 Саяпова А. М. Дардменд и проблема символизма в татарской литературе. Ка- зань: Изд-во «Алма-Лит», 2006. 246 с. 18 Ситдикова А. Ф. Когнитивное исследование цветового пространства в татар- ском языке: автореф. дис. … канд. филол. наук. Казань, 2013. 22 с. 19 Хан А. Поэтическая вселенная. Анализ стихотворения Б. Пастернака «Опре- деление поэзии»: предварительные итоги к анализу цикла «Занятье философией» // Studia Russica. XIX. Будапешт, 2001. С. 169–188. 20 Ханзен-Лёве А. Русский символизм. Система поэтических мотивов. Мифопо- этический символизм. Космическая символика / пер. с нем. М. Ю. Некрасова. СПб.: Академ. проект, 2003. 816 с. 21 Шиммель А. Мир исламского мистицизма / пер. с англ. Н. И. Пригариной, Л. С. Раппопорт. М.: Алетейа, Энигма, 2000. 416 с. 22 Юнг К. Г. Душа и миф: шесть архетипов / пер. с англ. В. В. Наукманова под общ. ред. A. A. Юдина. Киев: Гос. библиотека Украины для юношества, 1996. 384 с. 23 G. Tukay’s poetry: the aspects of national identity / V. R. Amineva, M. I. Ibragimov, E. F. Nagumanova, A. Z. Khabibullina // XLinguae European Scientific Language Journal. 2015. Volume 8. Issue 1, January. Pp. 79–87. Studia Litterarum. Vol. 1, no 3–4 Venera R. Amineva 295 24 Zagidullina D., Amineva V. Avant-Garde Research in the Field of Verse Forms (based on I. Yuzeev lyrics) // XLinguae European Scientific Language Journal. 2016. Volume 9. Issue 1, January. Рp. 135–145. 25 Галиуллин Т. Шигърияттә үз биеклеге бар! // Илдар Юзеев: истәлекләр, әң- гәмәләр, шигырьләр. Казан: Татар. кит. нэшр., 2008. Б. 172–176. 26 Заһидуллина Д. Роберт Әхмәтҗанов иҗаты: абстракт образлылык // Фәнни Та- тарстан. 2014. № 3. Б. 41–53. 27 Әхмәтҗанов Р. Хәтер елгасы. Шигырьләр, балладалар, поэмалар. Казан: Тат. кит. нәшр., 1980. 320 б. 28 Әхмәтҗанов Р. В. Гомер тирәге: Шигырҗләр, поэмалар. Казан: Татар. кит. нәшр., 1985. 240 б. 29 Әхмәтҗанов Р. В. Орчык җыры: Шигырьләр, балладалар. Казан: Татар. кит. нәшр., 1988. 144 б.

Полная электронная версия статьи


 

EN/RUS