Главная>>Архив>> Оглавление>>Назад
Название статьи | Мотив театральной игры в австрийской прозе XIX в | |
Автор(ы) |
А. А. Стрельникова |
|
Сведения об авторе(ах) |
Алла Алексеевна Стрельникова — кандидат филологических наук, доцент, старший научный сотрудник, Институт мировой литературы им. А. М. Горького Российской академии наук, ул. Поварская, д. 25 а, 121069 Москва, Россия. E-mail: a-strelnikova@mail.ru |
|
Дата поступления |
16 октября 2016 |
|
Дата публикации |
25 Декабря 2016 |
|
Номер журнала |
№ 3-4 |
|
Рубрика |
Mировaя литерaтурa |
|
Страницы |
162-173 |
|
DOI |
DOI: 10.22455/2500-4247-2016-1-3-4-162-173 |
|
Индекс УДК |
821.112.2 |
|
Индекс ББК |
83.3 (4 Авс) |
|
Аннотация |
В статье рассматривается развитие мотива театральной игры и театральности в художественной прозе Австрии на протяжении ХIХ в. Занимая особое место в австрийской культуре, театр становится формой, в которой осмысливаются важнейшие законы бытия и социума, и выступает в литературе Австрии важнейшей частью художественного мира А. Штифтера, Ф. фон Заара, П. Розеггера, М.-Г. Зафира. Мотив театральной игры анализируется в контексте литературного бидермайера, предложившего дидактический, юмористический и иронический взгляд на театральную культуру Вены. Мотивы маски, театральных подмостков, занавеса становятся устойчивыми атрибутами художественной структуры произведений австрийских писателей. Театральная игра принимает характер просветительско-поучительный (в романах Штифтера) или карнавальный (у Зафира), но в любом случае остается позитивной доминантой художественного мира писателей. Однако по-настоящему величественный спектакль, согласно миропредставлению наиболее вдумчивых авторов австрийской литературы, таких как А. Штифтер, развертывается в природе, в ее пейзажах, в смене времен года, в противовес театрализованной и лицемерной жизни столичных салонов. Такая картина мира предстает в романе Штифтера «Бабье лето». Радостное наслаждение игрой во второй половине ХIХ в. перемещается из литературы в пространство венской оперетты, а игровой модус австрийской прозы сменяется к концу ХIХ в. тревожными мотивами и осмыслением жизни как трагифарсового театрального представления, выразившимися в новеллах М. Эбнер-Эшенбах и А. Шницлера и ознаменовавшими переход к философско-экзистенциальному пониманию театра в литературе австрийского модернизма. |
|
Ключевые слова |
Австрия, литературный бидермайер, театр, игра, Штифтер, Розеггер, Зафир. |
|
Список литературы |
|
|
Полная электронная версия статьи | Download |