Главная>>Архив>> Оглавление>>Назад

 

Название статьи Мотив театральной игры в австрийской прозе XIX в

Автор(ы)

А. А. Стрельникова

Сведения об авторе(ах)

Алла Алексеевна Стрельникова — кандидат филологических наук, доцент, старший научный сотрудник, Институт мировой литературы им. А. М. Горького Российской академии наук, ул. Поварская, д. 25 а, 121069 Москва, Россия. E-mail: a-strelnikova@mail.ru

Дата поступления

16 октября 2016

Дата публикации

25 Декабря 2016

Номер журнала

№ 3-4

Рубрика

Mировaя литерaтурa

Страницы

162-173

DOI

DOI: 10.22455/2500-4247-2016-1-3-4-162-173

Индекс УДК

821.112.2

Индекс ББК

83.3 (4 Авс)

Аннотация

В статье рассматривается развитие мотива театральной игры и театральности в художественной прозе Австрии на протяжении ХIХ в. Занимая особое место в австрийской культуре, театр становится формой, в которой осмысливаются важнейшие законы бытия и социума, и выступает в литературе Австрии важнейшей частью художественного мира А. Штифтера, Ф. фон Заара, П. Розеггера, М.-Г. Зафира. Мотив театральной игры анализируется в контексте литературного бидермайера, предложившего дидактический, юмористический и иронический взгляд на театральную культуру Вены. Мотивы маски, театральных подмостков, занавеса становятся устойчивыми атрибутами художественной структуры произведений австрийских писателей. Театральная игра принимает характер просветительско-поучительный (в романах Штифтера) или карнавальный (у Зафира), но в любом случае остается позитивной доминантой художественного мира писателей. Однако по-настоящему величественный спектакль, согласно миропредставлению наиболее вдумчивых авторов австрийской литературы, таких как А. Штифтер, развертывается в природе, в ее пейзажах, в смене времен года, в противовес театрализованной и лицемерной жизни столичных салонов. Такая картина мира предстает в романе Штифтера «Бабье лето». Радостное наслаждение игрой во второй половине ХIХ в. перемещается из литературы в пространство венской оперетты, а игровой модус австрийской прозы сменяется к концу ХIХ в. тревожными мотивами и осмыслением жизни как трагифарсового театрального представления, выразившимися в новеллах М. Эбнер-Эшенбах и А. Шницлера и ознаменовавшими переход к философско-экзистенциальному пониманию театра в литературе австрийского модернизма.

Ключевые слова

Австрия, литературный бидермайер, театр, игра, Штифтер, Розеггер, Зафир.

Список литературы


1 Жеребин А. И. На рубеже веков // История австрийской литературы XX века / отв. ред. В. Д. Седельник. М.: ИМЛИ РАН, 2009. Т. 1. С. 22–51. 2 Лошакова Г. А. Художественная проза бидермейера в Австрии: жанры и поэтика: автореф. дис. … д-ра филол. наук. Н. Новгород, 2014. 46 c. 3 Лошакова Г. А. Художественная проза бидермейера в Австрии: жанры и поэтика: дис. … д-ра филол. наук. Н. Новгород, 2014. 427 с. 4 Михайлов А. В. Проблемы анализа перехода к реализму в литературе XIX века // Михайлов А. В. Языки культуры М.: Языки русской культуры, 1997. С. 43–111. 5 Розеггер П. Театральный успех // Австрийская новелла XIX века / сост., вступ. статья и комментарии Т. Путинцевой / пер. с нем. М.: Гос. издат. худож. лит., 1959. С. 402–412. 6 Слободкин Г. Венская народная комедия XIX в. М.: Искусство, 1985. 224 с. 7 Стрельникова А. А. Литература эпохи бидермейера и Реставрации: Й. Эйхендорф, Э. Мёрике, А. фон Платен // История немецкой литературы. Новое и Новейшее время / отв. ред. Е. Дмитриев. М.: РГГУ, 2014. С. 493–509. 8 Чаки М. Идеология оперетты и венский модерн. Культурно-исторический очерк. СПб.: Изд-во имени Н. И. Новикова, 2001. 348 p. 9 Штифтер А. Бабье лето / пер. с нем. С. Апта. М.: Прогресс-Традиция, 1999. 616 с. 10 Broch H. Hofmannsthal und seine Zeit // Broch H. Kommentierte Werkausgabe / hrsg. von P. M. Lützeler. Fr/M, 1986. Bd. 9/1. Schriften zur Literatur 1. S. 111–284. 11 Hadamowsky F. Wien-Theatergeschichte. Von den Anfängen bis zum Ende des Ersten Wektkrieg. Wien: Jugent & Volk, 1988. 825 p. 12 Schmidt L. Das alte Volksschauspiel des Burgenlandes. Herausgegeben von der Österreichischen Akademie der Wissenschafte, 1980. 358 p. 13 Sengle F. Biedermeierzeit. Deutsche Literatur im Spannungsfeld zwischen Rastauration und Revolution 1815–1848. In 3 Bdn. Stuttgart: Metzler, 1980. 1162 p. 14 Sturm A. Theatergeschichte Oberösterreichs im 16. und 17. Jahrhundert. Wien: H. Böhlau, 1964. 199 p.

Полная электронная версия статьи Download

 

EN/RUS