Главная>>Архив>> Оглавление>>Назад

 

Название статьи «Роза и Крест» А. Блока в свете розенкрейцерских традиций

Автор(ы)

Силард Л.

Сведения об авторе(ах)

Лена Силард (Lena Szilard) — DSc, академический доктор филологии Венгерской академии наук. Széchenyi István sqr. 9, 1051 Budapest, Hungary; консультант Института иностранных языков и ли- тературы университета Сассари (Сардиния, Италия). Via Macao n. 32 - 07100 Sassari, Italia. E-mail: szilard@uniss.it

Дата поступления

15 августа 2016

Дата публикации

25 Декабря 2016

Номер журнала

№ 3-4

Рубрика

Русскaя литерaтурa

Страницы

235-261

DOI

DOI: 10.22455/2500-4247-2016-1-3-4-235-261

Индекс УДК

821.161.1

Индекс ББК

83.3 (2Рос=Рус)

Аннотация

Автор статьи обращается к исследованию мистической приро- ды символов и лейтмотивной структуры драмы А.Блока «Роза и крест». Выбор Лангедока начала ХIII в. в качестве основы хронотопа драмы свидетельствует: для поэта начало темы Розы и Креста, т. е. «розенкрейцерства», связывается не с немецкими землями периода Лютеровой реформации (1517) и Валентина Андреа (1614), как в большинстве нынешних работ о розенкрейцерстве, а с тер- риторией и периодом «альбигойско-катарской ереси». Благодаря эмблемати- чески акцентированному названию драмы, «контрапунктному» по отношению к фабуле, система символически оформленных лейтмотивов текста проявляет глубинные уровни значений. Ведущим лейтмотивом в этой системе становит- ся формула песни Гаэтана: «Радость — Страданье одно!» Пройдя через ряд ос- мыслений разными персонажами, она переживает смысловые модификации и в конце концов претворяется в философский вывод об амбивалентности и бипо- лярности как первоосновах нашего мира, реализуемых в структуре драмы как принцип контрапункта. Образно-смысловое движение символов Креста и Розы раскрывается в тексте так, что перед глазами читателя постепенно реконструи- руются перипетии рождения эмблемы розенкрейцерства, ее оформления и пе- рехода из сферы официально не оформленных слоев культуры в ее официально оформленные слои. Тем самым драма «Роза и Крест» как бы нащупывает пути рождения философски обобщающей эмблемы и ее движения от архетипических образов к понятию и производным визуальным формам не столько через опор- ные идеи розенкрейцерства, сколько через музыкально-поэтическую комбина- торику символов и эмблем от банальных ассоциаций «ресторанного» контекста поэзии Блока до обращения к символике, доступной лишь немногим «посвя- щенным». Это позволило художественной системе поэта представить помечен- ный символами путь главной эмблемы розенкрейцерства, указав на его истоки и напомнив о роли альбигойцев — тамплиеров — мартинистов в построениях этого пути. И тем самым — о напластованиях веков, культур и их эмблем.

Ключевые слова

«Роза и Крест», А.Блок, розенкрейцерство, символ, контрапункт, эмблема.

Список литературы


1 А.А.Блок в воспоминаниях современников: в 2 т. М.: Худож. лит., 1980. 550+527 с. 2 Белый А. Путевые заметки. М.; Берлин: Геликон, 1922. Т. 1. 308 с. 3 Беовульф. Старшая Эдда. Песнь о Нибелунгах. М.: Худож. лит., 1975. 751 с. 4 Блок А.А. Дневник. М.: Сов. Россия, 1989. 512 с. 5 Блок А.А. Собр. соч.: в 8 т. М.; Л.: ГИХЛ, 1961. 6 Блок А. Роза и Крест. М.: Центр книги Рудомино, 2013. 320 с. 7 Вайскопф М. Влюбленный демиург. М.: Новое литературное обозрение, 2012. 692 с. 8 Грейвс Р. Белая богиня. Избранные главы. СПб.: Амфора, 2000. 382 с. 9 Долгополов Л.К. Александр Блок. Личность и творчество. Л.: Наука, 1978. 176 с. 10 Жирмунский В.М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. Л.: Наука, 1977. 405 с. 11 Иванов Вяч. Собр. соч.: в 4 т. Брюссель: Foyer Oriental Chrétien, 1974. Т. 2. 807 с. 12 Магомедова Д.М. Автобиографический миф в творчестве А.Блока. М.: Мартин, 1997. 221 с. 13 Мифы народов мира. Энциклопедия: в 2 т. М.: Сов. энциклопедия, 1982. Т. 2. 720+671 с. 14 Приходько И.С. Мифопоэтика Блока. Владимир: ВГПУ, 1994. 133 с. 15 Рогачева И.В. В поисках утраченного... Две редакции «Золота в лазури» Андрея Белого. М.: Эко-Пресс, 2002. 182 с. 16 Серков А.И. История русского масонства. 1845–1945. СПб.: Изд-во им. Н.И.Но- викова, 1997. 477 с. 17 Силард Л. Андрей Белый — розенкрейцер (к проблеме символизма и розенкрей- церства в России // Россия и гнозис. Труды международной научной конференции. Судьбы религиозно-философских исканий Николая Новикова и его круга. Москва, 15–17 октября 2012 г. Т. II. СПб., 2015. С. 204–225. 18 Силард Л. Андрей Белый и Флоренский (Мнимая геометрия как встреча новых концепций пространства с искусством) // Studia Slavica Hung, 1987, no 33, pp. 227–238. 19 Силард Л. Символика круга у Блока // Atti del symposium “Aleksandr Blok”. Milano-Gargnano del Garda, 6–11 Settembre 1981, Università degli studi di Milano, pp. 683–702. 20 Утренний свет Николая Новикова: сб. / отв. ред. А.Л.Рычков. М.: Центр книги ВГБИЛ им. М. И. Рудомино, 2012. 316 с. 21 Флоренский П. Мнимости в геометрии. М.: Лазурь, 1991 (переиздание публика- ции 1922 г.). 96 с. 22 Холл Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве / пер. с англ. М.: Крон-пресс, 1996. 656 с. 23 Эткинд Е. Французское Средневековье в творчестве Александра Блока // Revue des études slaves. 1982. T. 54, No 54 (4). P. 649–669. 24 Abraham L. A Dictionary of Alchemical Imagery. Cambridge: Cambridge University Press, 1998. XXII+249 p. 25 Alchimia. I testi della tradizione occidentale. Milano: А. Mondadori ed., 2007. CXXXVI, 1566 p. 26 Altshuller M. Масонские мотивы «второго тома» (Университетские штудии А.А.Блока и их отражение в лирике 1904–1905 годов // Revue des études slaves. Paris, 1982. T. 54, F. 4. S. 511–607. 27 Ambelain R. Templiers et Rose-Croix. Paris: Éditions Adyar, 1955. 133 p. 28 Begg E. The Cult of the Black Virgin. Arkana, an imprint of. Routledge & Kegan Paul, Boston, 1985. 289 p. 29 Biedermann H. Knaurs Lexikon der Symbole. München: Droemer Knaur Verlag, 1989. 591 s. 30 Boeming M. La simbologìa di rosa e croce nella tradizione letteraria e nell’opera poe- tica di Aleksandr Blok // Atti del symposium “Aleksandr Blok”. Milano — Gargnanodel Garda, 6–11 settembre 1981. 31 Bonvicini E. Templari fra storia e leggende. Foggia: Bastogi Editrice Italiana, 1997. 144 p. 32 Cerinotti A. Il Graal. Colognola ai Colli: Demetra, 1998. 91 p. 33 Cerrini S. La revoluzione dei Templari. Una storia perduta del dodicesimo secolo. Milano: А. Mondadori ed., 2007. 248 p. 34 Graves R. Mammon and the Black Goddess. London: Doubleday, 1965. 164 p. 35 Gsanger H. Atlantis — Der Beginn der Mysterien. Freiburg: Published by Verlag die Kommenden, Freiburg i. Br., 1975. 135 s. 36 I templari: La storia e la leggenda. Milano: Giunti, 2005 128 s. 37 Keyserling Arnold und Wilhelmine. Das Rosenkreuz. Innsbruck: Verlag der Palme, 1956. 185 s. 38 Manly P. Hall. The Secret Teachings of All Ages. Los Angeles: The Philosophical Research Society, 1977. CXXXIX p. 39 Mastino A. Storia della Sardegna antica. Nuoro: Edizioni Il Maestrale, 2005. 583 p. 40 Militia Christi e Templari in Sardegna. A cura di Massimo Rassu. Selargius: Domus de Janas, 2010. 262 p. 41 Оболенска Д. Имагинация голубого цветка. Драма А. Блока «Роза и Крест» // Europa Orientalis, 29. Salerno, 2010, pp. 79–98. 42 Peuckert W.E. Das Rosenkreutz. Berlin: Erich Schmidt, 1973. 408 p. 43 Scholem G. Kabballah. New York: Dorset Press, 1987, pp. 200–201. 44 Steiner R. Ròzsakeresztes szellemtudomàny. Budapesti előаdàsok. Budapest, 1991. 45 Szilard L. La poesìa russa del XX secolo. A cura di Alessandra Сattani. Edizioni R&R. Sassari, 2002, pp. 9–13. 46 Teillard A. Il Simbolismo dei Sogni. Milano: Fratelli Bocca Editori, 1951. 274 p. 47 Waite A.E. A New Encyclopaedia of Freemasonry. Combined Edition, two volumes in one. New York: Weathervane Books, 1970. MCMLXX. 48 Waite A.E. The Brotherhood of the Rosy Cross. New York: Barnes & Noble Books, 1993. 650 p.

Полная электронная версия статьи Download



 

EN/RUS