Главная>>Архив>> Оглавление>>Назад
Название статьи | «Роза и Крест» А. Блока в свете розенкрейцерских традиций | |
Автор(ы) |
Силард Л. |
|
Сведения об авторе(ах) |
Лена Силард (Lena Szilard) — DSc, академический доктор филологии Венгерской академии наук. Széchenyi István sqr. 9, 1051 Budapest, Hungary; консультант Института иностранных языков и ли- тературы университета Сассари (Сардиния, Италия). Via Macao n. 32 - 07100 Sassari, Italia. E-mail: szilard@uniss.it |
|
Дата поступления |
15 августа 2016 |
|
Дата публикации |
25 Декабря 2016 |
|
Номер журнала |
№ 3-4 |
|
Рубрика |
Русскaя литерaтурa |
|
Страницы |
235-261 |
|
DOI |
DOI: 10.22455/2500-4247-2016-1-3-4-235-261 |
|
Индекс УДК |
821.161.1 |
|
Индекс ББК |
83.3 (2Рос=Рус) |
|
Аннотация |
Автор статьи обращается к исследованию мистической приро- ды символов и лейтмотивной структуры драмы А.Блока «Роза и крест». Выбор Лангедока начала ХIII в. в качестве основы хронотопа драмы свидетельствует: для поэта начало темы Розы и Креста, т. е. «розенкрейцерства», связывается не с немецкими землями периода Лютеровой реформации (1517) и Валентина Андреа (1614), как в большинстве нынешних работ о розенкрейцерстве, а с тер- риторией и периодом «альбигойско-катарской ереси». Благодаря эмблемати- чески акцентированному названию драмы, «контрапунктному» по отношению к фабуле, система символически оформленных лейтмотивов текста проявляет глубинные уровни значений. Ведущим лейтмотивом в этой системе становит- ся формула песни Гаэтана: «Радость — Страданье одно!» Пройдя через ряд ос- мыслений разными персонажами, она переживает смысловые модификации и в конце концов претворяется в философский вывод об амбивалентности и бипо- лярности как первоосновах нашего мира, реализуемых в структуре драмы как принцип контрапункта. Образно-смысловое движение символов Креста и Розы раскрывается в тексте так, что перед глазами читателя постепенно реконструи- руются перипетии рождения эмблемы розенкрейцерства, ее оформления и пе- рехода из сферы официально не оформленных слоев культуры в ее официально оформленные слои. Тем самым драма «Роза и Крест» как бы нащупывает пути рождения философски обобщающей эмблемы и ее движения от архетипических образов к понятию и производным визуальным формам не столько через опор- ные идеи розенкрейцерства, сколько через музыкально-поэтическую комбина- торику символов и эмблем от банальных ассоциаций «ресторанного» контекста поэзии Блока до обращения к символике, доступной лишь немногим «посвя- щенным». Это позволило художественной системе поэта представить помечен- ный символами путь главной эмблемы розенкрейцерства, указав на его истоки и напомнив о роли альбигойцев — тамплиеров — мартинистов в построениях этого пути. И тем самым — о напластованиях веков, культур и их эмблем. |
|
Ключевые слова |
«Роза и Крест», А.Блок, розенкрейцерство, символ, контрапункт, эмблема. |
|
Список литературы |
|
|
Полная электронная версия статьи | Download |