Главная>>Архив>> Оглавление>>Назад

 

Название статьи

ГРАНИЦЫ МЕЖДУ ФАКТОМ И ВЫМЫСЛОМ В СВЕТЕ ТРЕХУРОВНЕВОЙ КОМПАРАТИВИСТИКИ

Автор(ы)

Ф. Лавока

Сведения об авторе(ах)

Франсуаза Лавока — профессор Новой Сорбонны Париж 3, Отделение мировой и сравнительной литературы, со-руководитель Центра компаративистских исследований, ул. Сорбонны, д. 17, 75230 Париж, Франция. E-mail: francoise.lavocat@univ-paris3.fr

Дата поступления

25 августа 2016 г.

Дата публикации

25 декабря 2016

Номер журнала

№3-4

Рубрика

Теория литературы

Страницы

29-42

DOI

DOI: 10.22455/2500-4247-2016-1-3-4-29-42

Индекс УДК

УДК 82.0

Индекс ББК

ББК 83.0

Аннотация

Цель статьи — пересмотреть вопрос о различии между фактом и вымыслом в диахронической, компаративистской и междисциплинарной перспективе, чему посвящена последняя монография автора статьи «Факт и вымысел. За необходимость границ» (2016). Теоретической основой анализа являются современные исследования Кете Хамбургер, Доррит Кон, Жана-Мари Шеффера, Томаса Павела и др. литературоведов теоретиков и нарратологов. Анализ проводится на большом хронологическом отрезке времени (от XVII столетия до современности). Компаративистика рассматривается во многих измерениях (временном, пространственном, интертекстуальном). Автор утверждает необходимость проведения границ между фактом и вымыслом, настаивая на том, что вымысел не является автономным и гомогенным миром, внутри которого все является фикцией, ибо фикциональные миры отсылают к объектам реальности. Важным аспектом является обращение к современным медиа: исследование проводится на широком культурологическом материале, включающем литературу, кинематограф, компьютерные игры, комиксы, при этом делается сопоставление между Западом и Востоком. В исследовании используются не только литературоведческие исследования, но также юриспруденция и когнитивные науки. Компаративистика, как она понимается в данной работе, основывается на сопоставлении артефактов, принадлежащих к разным временам, культурным пространствам (в частности, Дальний Восток и Запад)и медиа. Эти множественные измерения позволяют представить вымысел каквнеисторический, транскультурный и трансмедиальный феномен. Автор определяет вымысел как возможный мир, имеющий свою собственную онтологию.Особое внимание уделяется персонажам, вопросу о парадоксе и о «металепсисе»: эта риторическая фигура укрепляет границу между вымыслом и реальностью, создавая иллюзию перехода этой границы.

Ключевые слова

факт, вымысел, компаративистика, возможный мир, парадокс, металепсис.

Список литературы

1 Abraham A. C. D., Schubotz R. I. Meeting George Bush versus meeting Cinderella: the neural response when telling apart what is real from what is fictional in the context of our reality. Journal of Cognitive Neuroscience, 2008, vol. 20, # 6, pp. 965–978.

2 Barthes Roland. Le discours de l’Histoire. Le Bruissement de la langue. Paris, Seuil, 1984, pp. 153–166.

3 Cohn D. The Distinction of Fiction. Baltimore (Md.), The Johns Hopkins University press, 1999. 197 р.

4 Doležel L. Heterocosmica. Fiction and Possible Worlds. Baltimore (Md.), The Johns Hopkins University Press, 1998. 339 р.

5 Eco U. Lector in fabula: la cooperazione interpretativa nei testi narrative. Milano, Bompiani, 1979. 241 р.

6 Genette G. Figures III. Paris, Seuil, 1972. 286 р.

7 Genette G. Fiction et diction. Paris, Seuil, 1991. 151 р.

8 Genette G. Métalepse. De la figure à la fiction. Paris, Seuil, 2004. 132 р.

9 Gewertz C. Rethinking literacy: reading in the Common-Core Era. Education Week, Supplément, 2013, vol. 32, № 12, pp. 231–254.

10 Hamburger K. Die Logik der Dichtung. Stuttgart, Klett, 1957. 284 р.

11 Lavocat F. Le comparatisme comme herméneutique de la défamiliarisation. Available at: vox-poetica.com/t/articles/l lavocat2012.html

12 Lavocat F. Fait et Fiction, pour une frontière. Paris, Seuil, 2016. 619 р.

13 Metz-Lutz M.-N., Bressan Y., Heider N., Otzenberger H. What physiological changes

and cerebral traces tell us about adhesion to fiction during theater-watching? Frontiers in Human Neuroscience, 2010, № 4, pp. 1–10.

14 Mita Munesuke. Social Psychology of Modern Japan (traduit par Stephen Suloway). London, Routledge, 1992. 536 р.

15 Monneret Ph. Fiction et croyance: les mondes possibles fictionnels comme facteurs de plasticité des croyances. La Théorie littéraire des mondes possibles. Paris, CNRS, 2010, pp. 259–291.

25 Это касается, в частности, Брайяна Макхейла и Мари-Лор Райян [18, p. 207]. Макхейл Брайян (Brian McHalе) — известный американский литературовед, наррато-

лог, специалист по постмодернизму. Мари-Лор Райян (Marie-Laure Ryan) — американский литературовед, автор работ по металепсису. — Прим. пер.

16 Oura Yasusuke. Le watakushi shôsetsu et la fiction. Fiction de l’Occident, fiction de l’Orient. Actes du colloque international. Kyoto, Université de Kyoto, 2010, pp. 41–52.

17 Pavel Th. Fictional Worlds. Princeton, Princeton University press, 1986. 211 р.

18 Ryan M.-L. Logique culturelle de la métalepse, ou la métalepse dans tous ses états. Métalepses. Entorses au pacte de la représentation. Paris, École des hautes études en sciences sociales, 2005, pp. 201–224.

19 Schaeffer J.-M. Pourquoi la fiction? Paris, Seuil, 1999. 345 р.

20 Searle J. R. The logical status of fictional discourse. New Literary History, 1975, № 6 (2), pp. 319–332.

21 White Hayden V. Metahistory. The Historical Imagination in 19th-century Europe is a historiography. Baltimore, The Johns Hopkins University Press, 1973. 448 p.

22 White Hayden V. The Fiction of Factual Representation. The Literature of Fact. Selected Papers from the English Institute. New York, Columbia University Press, 1976, pp. 21–44.

23 White Hayden V. The Content of the Form: Narrative Discourse and Historical Representation. Baltimore (Md.), The Johns Hopkins University Press, 1987. 274 р.

Полная электронная версия статьи


EN/RUS