Главная>>Архив>> Оглавление>>Назад

 

 

Название статьи

ПАРАДОКС Д. ДИДРО КАК КРИТИКА ИСКУССТВА: МЕЖДУ ПАТЕТИКОЙ И ИРОНИЕЙ ПЕРЕД «ТРОГАТЕЛЬНЫМИ» КАРТИНАМИ

Автор(ы)

Надеж Лангбур

Сведения об авторе(ах)

Надеж Лангбур — PhD, доцент, Лаборатория СEREdi, Университет Руана, факультет филологии и гуманитарных наук, ул. Лавуазье, 76821 Мон-Сен-Эньян, Франция. E-mail: nadege.langbour@ free.fr

Дата поступления

24 октября 2016 г.

Дата публикации

25 декабря 2016

Номер журнала

№3-4

Рубрика

Мировая литература

Страницы

112-121

DOI

DOI: 10.22455/2500-4247-2016-1-3-4-112-121

Индекс УДК

УДК 821.133.1

Индекс ББК

ББК 83.3 (4 Фр)

Аннотация

В своих «Салонах» Дени Дидро уделяет повышенное внимание исполненным патетики трогательным картинам, ярким свидетельством оказывается его увлечение творчеством Ж. Б. Грёза. Когда Дидро обращается к описанию картин Грёза, а также жанровой живописи Ж. Б. Лепранса или П. А. Бодуана, он оказывается в русле чувствительной риторики, касающейся одновременно как патетики нарисованной сцены, так и ощущений зрителя. Стиль Дидро оказывается неоднородным, отличается подвижностью, которая иногда скрывает иронические ремарки. Эта ирония прежде всего оказывается критическим инструментарием «салониста» — она позволяет с юмором описать ряд технических несовершенств некоторых картин. В то же время мишенями дидеротовой иронии оказываются не только картины: она заметна в описаниях патетических полотен в тот момент, когда сам Дидро выводит себя на сцену. Дидро предстает своего рода «дицефалом», существом с двумя головами — одновременно как созерцатель картин и актер. В первой своей ипостаси он поглощен картиной, следует патетике сцены и описывает при помощи чувствительной риторики. В то же время в качестве актера он приобретает способность дистанцироваться от изображенного и оказывается «бесчувственным», подобно тому актеру, принципы игры которого он объясняет в «Парадоксе об актере», именно это Studia Litterarum. Vol. 1, no 3–4 Nadège Langbour 113 качество созерцателя и предопределяет иронические ремарки в описаниях трогательных картин.

Ключевые слова

Д. Дидро, «Салоны», трогательные картины, Ж. Б. Грёз, Ж. Б. Лепранс, П. А. Бодуан, риторика, чувствительность.

Список литературы

1 Diderot D. Salon de 1763. Paris, Hermann, 1984. 294 p. 2 Diderot D. Salon de 1765. Paris, Hermann, 1984. 370 p. 3 Diderot D. Salon de 1767. Paris, Hermann, 1995. 564 p. 4 Diderot D. Correspondance, texte établi par Georges Roth, t. IX. Paris, Editions de Minuit, 1963. 261 p. 5 Mal L. Entre ironie philosophique et ironie romantique: les Salons de Diderot. Recherches sur Diderot et sur l’Encyclopédie. № 45. Paris, Société Diderot, Amateurs de Livres, 2011. 258 p.

Полная электронная версия статьи

 


 

 

EN/RUS